Friday, October 28, 2011

Книги о театре


Как-то мне попался в руки «Проект зрительного зала для Театра комедии» (Projet dune Salle de Spectacle pour un Théatre de Comédie), изданный в Париже, в 1765 году - маленький скромный томик в потрепанном рыжеватом переплете с украшенным золотым тиснением корешком в ходе изучения архитектурных коллекций библиотеки. Книжечка должна была пережить увлекательное путешествие, прибыв в Россию в багаже чужестранного специалиста - архитектора Огюста Монферрана, чьи автограф и печать красуются на титульном листе, однако она до сих пор в прекрасном состоянии – в XVIII веке книги переплетали на совесть. Неведомый автор, постеснявшийся указать собственное имя на титульном листе, рассуждал о наилучшей форме зрительного зала для театра, подкрепив свой трактат несколькими гравюрами. Он предложил идеи, прежде уже использованные в двух работах великого Палладио, оставшихся, однако, неизвестными широкой публике. Автор указывает недостатки зрительных залов современных ему театров, прежде всего – Комеди Франсез, отмечая, что залы обычно проектировались слишком глубокими, вытянутыми в длину, так что ложи или находились слишком далеко от сцены, или были повернуты к ней боком, что затрудняло обзор. Он предлагал придать залу овальную форму и сделать его намного шире, расположив большинство лож прямо перед сценой.






Ширина самой сцены от этого значительно увеличилась бы, но автор предлагал разделить ее на три части и использовать их для разных эпизодов пьесы. Вероятно, зрителям, сидевшим в широком зрительном зале, было бы хорошо видно только ближайшую часть сцены, и соответственно – только часть пьесы? :) 






В любом случае, проект был новаторским для Франции середины XVIII века, жаль только, что автор этого любопытного издания остался неизвестен, хотя на вклеенных листах гравюр указан гравер – Маруа. Но кто сделал рисунки, послужившие основой для гравюр, и написал текст?
На следующий день я изучала другую книгу малого формата, в одну шестнадцатую долю листа, посвященную театрам: «Очерк по театральной архитектуре, или наиболее выгодная архитектоника зрительного зала, относительно принципов оптики и акустики» (Essai sur larchitecture théatrale. Ou l’Ordonnance la plus avantageuse à une Salle de Spectacles, relativement aux principes de l’Optique & de l’Acoustique) французского архитектора Пьера Патта. Книга была издана в Париже в 1782 году.
Пьер Патт предлагает в книге свой вариант формы зрительного зала – эллипсовидной, делает обзор зрительных залов знаменитых театров Италии, Германии и Франции того времени и анализ основных работ по композиции театра. Пересказывая работы предшественников, Патт не преминул остановиться на книге королевского гравера Кошена «Проект зрительного зала для Театра комедии»! Таким образом, тайна скромного автора была раскрыта. Две эти книги стояли на одной полке, но не рядом, и если бы я стала изучать их в другом порядке, этого упоминания я бы просто не заметила... 

No comments:

Post a Comment