Sunday, November 27, 2011

Those fabulous places...


После первых своих поездок по городам Европы я стала записывать в нескольких фразах свое первое впечатление от каждого крупного города, в котором провела хотя бы несколько дней, а значит, в какой-то мере смогла с ним познакомиться. Странно, впрочем, читать о первых впечатлениях по прошествии лет, когда некоторые из этих городов стали для меня чуть ли не родными. 

Вена:




Одно из любимых моих мест, город, для меня особенный. В числе прочего и потому что Вена стала первых иностранным городом, который я посетила. В то время это было соприкосновение с совершенно чужой, незнакомой жизнью.
Я написала тогда: город легкий, воздушный, цветочно-кружевной. Бабочки, экзотические растения, светлые здания – Бельведер, Хофбург, Сецессион со своим мелкорезным куполом, изящный белоснежный Моцарт. Самое яркое впечатление – белизна и обилие цветов, чуть ли не как часть архитектурного декора.


Хельсинки:




Честно говоря, я не разглядела в Хельсинки чего-то, присущего именно этому городу. Самым ярким впечатлением была Темппелиукио, особенно – солнечный свет, веером падающий на стену сквозь ребра медной крыши.

Стокгольм:

Каменный, тяжеловесный, приземленный. Суровый северный порт, выросший на мощных диких скалах, много воды и ветра. Архитектура простая, без витиеватостей, жесткая, тяжелая, крупная.


Париж:

Много народу на улицах, кипучая жизнь, особенно вечером. Люди толпятся на набережных Сены, дома подсвечены, Силуэт Тур д’Эффель, нарисованный на черном небе мигающими огоньками, витрины и бесконечные кафе. Много сияния и веселья. Опера, медленно въезжающая в окно автобуса, заполняющая все пространство, громадная, глаз не хватает, чтобы оглядеть ее доверху. Белая пена Сакр-Кёр, Христос, раскрывающий верующим сердце – пожалуй, самое яркое и положительное впечатление. Хотя, в целом, Париж – не мой город.

Лондон:



  



Спокойный, строгий… и непредсказуемый. Невозможные сочетания современной и старинной архитектуры, впечатления полного отсутствия планирования, разве что в эпоху регентства (нэшевский ансамбли). Безумный транспорт – даблдекеры, носящиеся с невозможной скоростью, кренящиеся под страшным углом на узких поворотах и резко тормозящие, страшенные железные воротца в метро, с угрожающим лязгом захлопывающиеся перед носом. И каждый день все меняется: часть линий метро не работает, часть улиц перекрыта, постоянно ощущаешь себя… как в Хогвартсе, с его живыми лестницами.

 Национальная приверженность зелени: хотя бы где-нибудь на внутреннем дворике, но полноценный садик, а не просто ящик цветов. Нижние этажи расположены ниже уровня улиц, и оттуда торчат какие-то деревья в кадках. Огромные парки со всякой живностью. Лондон спокоен и близок к природе. И еще – это город театров. В центре театры попадаются на каждом углу, и повсюду круглый год идут мюзиклы, их реклам больше, чем каких-либо других.


Мюнхен:


Показался мне маленьким после Лондона и Парижа. Компактный и очень-очень уютный. Бавария вообще поразила при внешней темно-кирпичной тяжести озорной рококошной легкостью интерьеров церквей, фантастическими росписями. Уютные пивные, очень много велосипедов, часов и львов. Но основное впечатление – спокойствие, размеренность, уют.

С Мюнхеном у меня связаны особенно теплые воспоминания, и ни в одном другом месте у меня не возникало такого радостного ощущения при втором приезде – как будто после долгого отсутствия я вернулась домой. Очень люблю этот город, с первого взгляда и, наверно, навсегда.

Прага:




Невероятно красива. Первое, что приходит в голову, она именно красива, с ее изящным изгибом реки и мостами, с ее высоченными крутыми холмами, обилием модерна и узкими средневековыми улочками в центре, в которых нереально не заблудиться. Дух времени и романтики, бесконечно радующий сердце историка. Безумное количество туристов и сувенирных лавок, сверкающих стеклом и ювелирными украшениями, и очень много музыки. Рекламы симфонических концертов, концерты в парках, в старинных монастырях, на улицах везде раздают афишки вместо приглашений в магазины, как у нас.

По прошествии времени могу сказать, что Прага, совершенно очаровав меня поначалу, потом несколько разочаровала. Ее сильно подпортило вступление в Евросоюз – то, что прежде было искусством и традициями, превратилось в сплошную погоню за доходом.

Берлин:






Трудно сказать что-то определенное. Может быть, там я была слишком мало, но у меня даже не осталось какого-то определенного впечатления. Что-то искусственное. Может быть, потому что после войны там не осталось ничего, кроме пустых коробок с дырами, и город не сколько восстановили, сколько отстроили заново?

Самым ярким впечатлением для меня стал Театр дес Вестенс с его красивыми, просторными фойе. Там есть где погулять, в отличие от многих других европейских мюзикловых театров, обескураживающих питерского жителя скромностью обстановки и теснотой.


Гамбург:


Там я была один раз, всего три дня, и меня очень тянет обратно – как будто этот город остался некой неразрешенной загадкой. Он, и правда, очень необычен, город старинный, где трудно найти средневековые сооружения, город деловой, торговый, не королевский, где нет роскошных дворцов и буйной лепнины, типично немецкая темно-кирпичная добротная архитектура. Город не сказать чтобы красивый, но – интересный и интригующий, где много воды, где главным сувенирным символом является череп и кости, и стоит памятнику средневековому пирату Штёртебекеру. Мощный порт, встречающий приезжих суровым взглядом гигантского каменного Бисмарка, где в театр в гавани отвозит зрителей специальный кораблик, а на берегу поджидают очаровательнейшие парки, где на каждом повороте тропинки ждет какой-нибудь сюрприз, и долгая дорога по берегам спокойного Альстера в белых лепестках яхт.

Будапешт:




По архитектурному облику – город безумно амбициозный, имперский, величественный и полный сознания собственной значимости и красоты. В 1896 году они так качественно отметили тысячелетие нации, что практически отстроили к этой дате весь город заново – почти все наиболее эффектные его здания, не говоря уже о мостах и старейшем в мире электрической линии метро. Вот только стоит чуть отойти от туристических или правительственных мест – и ты оказываешься среди таких же красивых, но обшарпанных домов. Примерно, как и у нас, но в еще большей степени. Зато на редкость любезные и приветливые жители – нигде больше я не встречала такого дружелюбия и готовности пойти навстречу.


Брно:


Типичный, я бы сказала, средневековый европейский город (если говорить о его исторической части): холмистый ландшафт, запутанные, круто изломанные улочки, красивая ратуша, на которую постоянно натыкаешься то с одной, то с другой стороны, симпатичный небольшой собор, крепость с Шпильбург с могилой итальянских карбонариев (вот же занесло их!), все такое компактное, что, ориентируясь по карте, сам не замечаешь, как пролетаешь мимо всех достопримечательностей, и осознаешь, что карту лучше убрать и ориентироваться на глаз – тем более что все насквозь видно.


Зальцбург:

Вот тут сложно сформулировать впечатление. Город необычный, стиснутый в Альпах, куда ни кинешь взгляд, наткнешься на очередную вершину на горизонте. Скальные стены, вырубленные в толще горы лестницы, улицы, ворота. Трепетное хранение традиций. Интересный город. 

Лаппеенранта:


Странное место, почти трогательное. Помимо крепости с земляными укреплениями, достопримечательности города: скромненький деревянный домик – ратуша, школа, водокачка. Зато это ближайший город к границе, а потому – второй по посещаемости туристами город Финляндии – в основном, туристами из Питера. Зато в крутизне мощеных дорог и приземистых темных зданиях крепости есть некий собственный характер. А по крутым склонам с натугой карабкается прелестный уличный экскурсионный «паровозик», который одновременно является общественным транспортом и вроде подрабатывает как такси. Вот только амортизация у него отсутствует напрочь…

Хамм:


Этот небольшой вестфальский город еще в Средние века имел значение транспортного узла, таковым он является и сейчас. Был практически уничтожен подчистую еще в Тридцатилетнюю войну, что не развалили тогда докончили союзники во Вторую мировую. Один из городов Рура – важной промышленной области в Западной Германии, самым эффектным зданием которого является вокзал. Альфред-Фишер-Халле – концерт-конференц-и на все прочие случаи жизни – зал – мрачная темная коробка с гордой надписью над входом «УГОЛЬ – ЭТО ХЛЕБ». Город, где никогда не видели туристов: когда я достала фотоаппарат, люди вокруг остановились и стали смотреть, что дальше будет… 


Что любопытно, кстати – Рур в наше время имеет значение не только для угольно-металлургическо промышленности, но и для немецкоязычного мюзиклового театра.

В Хамме вырос Уве Крёгер, суперзвезда оного театра, в Эссене родился Томас Борхерт, находится перестроенный из бывшего завода театр «Колоссеум», где состоялась первая немецкоязычная постановка легендарной «Элизабет», там же базируется замечательный магазин, специализирующийся на мюзиклах, sound-of-music, где можно найти записи и Австралии, и из Японии, в том числе раритеты. А в Оберхаузене постоянно осуществляются крупные постановки и концерты отдельных исполнителей.



No comments:

Post a Comment