Tuesday, December 17, 2013

НА АВТОБУСЕ В XV ВЕК


Волею судеб оказавшись этой осенью в Будапеште, я исполнила свою давнюю мечту – побывать в мадьярском Вишеграде на излучине Дуная и посмотреть единственное памятное место князя Дракулы, находящееся за пределами Румынии – Соломон-торонь, Соломонову башню.  Считается, что в этой башне Влад Цепеш провел двенадцать лет пленником короля Матяша Корвина. Впрочем, в тюрьме князь, очевидно, не очень скучал, если вышел он оттуда мужем сестры короля.



Час на автобусе из Будапешта, остановки не об’являются, останавливается автобус по требованию, график соблюдает приблизительно, сидишь и нервно думаешь, как опознать нужную остановку… На автовокзале дама, сидевшая рядом на скамейке, что-то приветливо залопотала magyarul,  поняв ее искательный взгляд на мое запястье и уловив что-то про «хань ора», я показала ей часы. Я, конечно, моглааааа бы сказать, сколько времени по-венгерски, но это потребовало бы прежде всего получаса математических расчетов… Дама оказалась разговорчивая, а на мое печальное «сорри» искренне удивилась и спросила почему-то: Nicht ungarisch?   Интересно, у меня какой-то «немецкий» вид? В Германии меня постоянно убежденно спрашивают что-нибудь в смысле: Вы ведь в Германии живете?..

Я сумела выскочить из автобуса как раз под башней и некоторое время удовлетворенно бродила вокруг нее в обществе еще двух странных людей, которым от нее что-то было надо, но башня оказалась без об’яснений закрыта.




Бросив попутчиков наслаждаться атмосферой, я поднялась выше на гору – в списке местных достопримечательностей далее значился Феллегвар, средневековая крепость на верхушке высокой горы с «драматическим» видом на ту самую излучину. 



Дорога в Феллегвар выглядела так: от нормального асфальтированного пути, ведущего в неведомый населенный пункт,  отходит выше по склону деревянная лесенка в несколько ступенек, отмечая начало пути, на случай, если мы не поверим указателю, направленному в глухой лес без особых намеков на тропу или что-то в этом роде.  После долгих раздумий я все-таки поверила этой лесенке и стала подниматься в лес.

Крепость ставили с умом – если кто хотел ее взять штурмом, им не позавидуешь. Путь был страшный – крутой склон, то и дело исчезающие в камнях и корнях намеки на едва протоптанную тропку, и в особо трудных местах, когда измученный путник с отчаянием задумывается, не идет ли он вовсе по случайному руслу высохшего ручья – трогательные синие крестики на деревьях. Мол, верным путем идете, товарищи.

Когда, заливаясь потом, я добралась до ворот наводненного туристами Феллегвара, то словно попала в иной мир. Нормальные люди, конечно, добирались автобусами, но это, разумеется, не для искателей приключений…


Крепость оказалась прелестная, по-европейски маленькая и уютная, с аутентичной экспозицией: осадные орудия наготове под стенами, колодки во внутреннем дворе, залы с восковыми фигурами – застывший танец под постоянно играющую средневековую музыку, экспонаты на темы охоты, быта и оружия. Тщательно продуманный маршрут, который вовсе не обязывает им следовать, но любопытному посетителю не позволит пропустить ни одного уголка крепости. И конечно, шикарные виды на величавую реку с многочисленных уровней крепостных стен. 


"Подходи, не стесняйся!"





В город я спускалась другой тропой, издевательски каменистой, которая внезапно и очень уместно перешла в Путь Страстей – под’ем, уставленный изображениями, в данном случае, барельефами, на тему крестного хода. Более чем уместно. Завершался путь (а в моем случае начинался) простым черным крестом уступе горы, у подножия которого светлели белые лилии. 


Что любопытно, эта дорога тоже была отмечена синими значками на деревьях, но с этой стороны не крестиками, а черточками, то есть значки можно было прочитать как «плюсы» со стороны Соломоновой башни, и «минусы» со стороны города. Что бы это значило, осталось загадкой. Или такой мадьярский юмор?

Свалившись с горы в самом центре городка, я принялась искать руины дворца Матяша на Фё утце, то есть Главной улице, которую не сразу удалось опознать как таковую… Впрочем, эта типично деревенская улочка оказалась неожиданно длинной, и когда я уже уверилась в том, что как обычно прозевала этот дворец между какими-нибудь огородами, руины внезапно возникли передо мной во всем своем великолепии.  Венгрия не устает поражать извечной тягой к величию, пышности, обширным пространствам – редкое явление для Европы. У Матяша должен был быть роскошнейший двор – масштабы дворца  феноменальны для XV столетия.  И ведь это только руины,  лабиринты пустых помещений со скупой аутентичной меблировкой в нескольких полностью сохранившихся залах, гигантская лестница, ведущая в пустоту  обрушенных стен, и одинокий восстановленный фонтан в прекрасном восточного духа дворике. Одиночество и ностальгическая грусть по чужому, но оттого только более манящему прошлому…




Я долго бродила пустынными залами, время от времени натыкаясь на разрозненных представителей одной семьи, которую тоже каким-то чудом занесло в этот печальный памятник блестящей эпохи, да на уже знакомую по Соломоновой башне пару – как тесен мир… в Вишеграде.


И осталось от поездки странное грустное и светлое настроение…

No comments:

Post a Comment