Wednesday, December 7, 2011

Загадки старых книг


L’Architecture françoise des bastimens particuliers
composée par Me Louis Sauot, medecin du Roi & de la Faculté de Medecine en l’Université de Paris



Французская архитектура частных зданий. Сочинение г-на Луи Саво, врача короля и медицинского факультета Парижского университета. Издание с королевской привилегией, ин-октаво, Париж, 1673 год.


Врач, написал обширный трактат по архитектуре с советами, как правильно строить и какие могут возникнуть при этом ошибки, коснувшись юридических вопросов и цен на материалы и не забыв библиографический очерк. Просто архитектура была ему интересна – обычное дело для XVII века. Впервые его книга была издана в 1624 году и много раз переиздавалась в течение XVII века. Данное издание осуществил архитектор (а заодно, кстати, советник короля, преподаватель математики и…маршал) Франсуа Блондель, добавив примечания, так как за давностью лет некоторые сведения, естественно, устарели. Однако, очевидно, что сочинение королевского медика по архитектуре было достаточно профессиональным и сохраняло свою актуальность в течение многих десятилетий. Впрочем, чему тут удивляться – и создатель знаменитой колоннады восточного фасада Лувра Клод Перро был врачом по специальности, комиссию на строительство он получил, победив в свободном конкурсе, а его брат, небезызвестный писатель Шарль Перро, утверждал потом, что автор идеи колоннады – именно он… 

Эта же книга напомнила мне о некоторых интересных особенностях написания выходных данных на титульных листах старых книг. Там, где сейчас пишется издательство, в XVII XVIII XIX веках было принято указывать книготорговца, у которого книгу можно было купить, естественно, с адресом. 
Часто там бывало написано: "Париж, у автора, адрес такой-то, год такой-то" – это если автор издавал книгу за свой счет и сам продавал. 
Иногда продавец совпадал с печатником книги. Адрес и имя владельца типографии обычно приводилось на оборотной стороне титульного листа или в конце текста. Если в книге имелись вклеенные листы с иллюстрациями, они обычно печатались отдельно, в мастерских, специализирующихся на печати литографий и гравюр. 
Иногда же попадаются такие таинственные надписи, как здесь: "chez François Clouzier lainé, a lImage Nostre-Dame". "У Франсуа Клузье старшего, у Образа Богородицы". Я долго удивлялась, при чем здесь Богородица или какой-нибудь Fleur-de-Lys – гербовая лилия, пока до меня не дошло: в XVII XVIII веках нумерация домов на улицах зачастую бывала настолько хаотичной, что найти нужный дом по номеру было почти нереально. Поэтому при написании адреса люди пользовались системой знаков и картинок, нарисованных на стенах домов, принятой с той же самой целью еще в Средневековье.

No comments:

Post a Comment