Самый первый в Европе трактат о строительстве
мостов был опубликован в 1716 году в Париже. Его автором был Юбер (или Анри, по
другим источникам) Готье (Hubert (Henri) Gautier, 1660 – 1737), французский
архитектор и инженер мостов и дорог.
Недавно мне довелось подержать в руках первое издание его
знаменитого трактата, вклад которого в развитие инженерного дела трудно
переоценить. Скромный томик карманного формата в одну восьмую листа,
переплетенный в желтовато-белесую телячью кожу, сохранившую замечательную гладкость
и прочность, содержит три работы Готье: «Трактат о мостах», «Трактат о
строительстве дорог» и опубликованное годом позже «Рассуждение о толщине устоев
моста, о ширине опор…». Все три книги опубликованы Андре Кэйо, соответственно,
в 1716 и 1717 годах, с апробацией и королевской привилегией, являвшейся в те
времена своеобразным копирайтом.
И эдикты, декларации, решения и указы, выпущенные
по поводу мостов и дорог, улиц, водоемов, рек. Правовые установления по этому
поводу. Об их содержании в порядке. О гарантиях. О дорожных пошлинах и предписаниях
по проезду транспорта».
Как можно видеть, автор, сетующий в предисловии на то, что мостам в работах по архитектуре уделяется ничтожно мало места, и априори предполагается, что профессиональный архитектор знает на эту тему все, хотя тема мостов исключительно обширна и требует отдельного рассмотрения, дает в своей работе исчерпывающую на тот момент информацию, включая правовой аспект.
Готье родился в старинном городе Ним в Лангедоке, на юге
Франции. Изучал медицину, получил степень доктора, но впоследствии увлекся
точными науками и сделал карьеру именно на этом поприще. В качестве
королевского инженера он исполнял заказы Военно-морского флота и занимался
строительством общественных зданий в родной провинции Лангедок. Написанный им
«Трактат о строительстве дорог», первая работа нового времени на эту тему,
вышел в свет в Тулузе в 1693 году.
В 1713 году он был назначен одним из первых генеральных инспекторов
мостов и дорог и поселился в Париже. Опубликованный им в 1716 году «Трактат о
мостах» пережил множество переизданий в течение XVIII века, был переведен на немецкий
язык и оставался единственной работой на эту тему до начала XIX века.
О содержательности трактата о мостах можно судить
по его полному заглавию, приведенному на титульном листе (в те времена
титульный лист сообщал исчерпывающую информацию о книге, игравшую роль аннотации,
а нередко – и содержания): «Трактат о мостах, где говорится о мостах римских и
современных; об их видах; о мостах как из камня, так и из дерева, и об их
расположении на месте.
О проектах мостов, о материалах, из которых их строят, об
их фундаментах, об их подмостках, арках, машинах, перемычках для их сооружения.
О разнообразии видов мостов, будь то постоянные мосты;
подвижные, плавучие, перекидные, разводные, раздвижные, подъемные мосты со
стрелой или коромыслом и т. д.
С объяснением всех терминов искусств, применяемых в
строительстве мостов и рисунками, на которых показаны их различные части.
Как можно видеть, автор, сетующий в предисловии на то, что мостам в работах по архитектуре уделяется ничтожно мало места, и априори предполагается, что профессиональный архитектор знает на эту тему все, хотя тема мостов исключительно обширна и требует отдельного рассмотрения, дает в своей работе исчерпывающую на тот момент информацию, включая правовой аспект.
Работу дополняют гравюры, сделанные Н. Гераром, на
вклеенных, сложенных в несколько раз листах, с изображениями разных типов
мостов, рисунками их конструкции, чертежами. Рисунки, как было принято в то
время, оживляют человеческие фигурки.
Так же обстоятельно подготовлены и другие два трактата.
Когда мой отец - преподаватель, специалист именно по строительству мостов - с интересом пролистал эту книгу, он заметил, что в те времена еще не знали формул, не умели рассчитывать необходимые размеры, а потому все делали с большим запасом, на все случаи жизни. "Сейчас же, когда есть возможность точного расчета, запаса не делают, и время от времени конструкции рушатся, - заключил он. - А то, что строилось в ту эпоху, так и стоит". А я всегда говорила, что если бы в XVII веке производили компьютерные винчестеры, они бы крутились до сих пор! :)
No comments:
Post a Comment