Thursday, April 12, 2012

Брутально, но честно!


Только побывав на Вилле Трапп, я осознала, что из Зальцбурга не видно гор. Исторический центр города, в котором, естественно, и крутишься, если уж занесло сюда, находится в глубокой долине, практически в яме, куда вдобавок сползаются тучи со всех окрестностей, так что все единодушно утверждают, что в Зальцбурге очень редко бывает солнце. Чтобы увидеть эти самые белоголовые альпийские вершины, нужно выбраться в пригород или влезть на какую-нибудь верхушку внутри. И только тогда становится понятно, какая благодать тебя окружает. В мои прежние приезды в этот удивительный, ни на что не похожий город, меня встречало солнце и яснейшее небо, только в этот раз, весной, Зальцбург хотя бы отчасти показал свое будничное настроение: прохлада, тучи и мелкая, висящая в воздухе хмарь, к коей, впрочем, я и дома хорошо привыкла. Настроение все равно было празднично-трепетное, так как приехала я – снова на родину Георга фон Траппа – чтобы принять участие в очередной встрече ИУКЦ – Международного клуба Уве Крёгера.



ИУКЦ – учреждение почтенное и исключительно качественно организованное. Клуб существует около двадцати лет – как раз с тех пор, как Уве начал свой звездный путь, создав легендарный образ дер Тода в первом национально-немецкоязычном мюзикле «Элизабет». И эта встреча – восемнадцатая по счету, до последнего времени они проводились аккуратно каждый год, только в прошлом году получился перерыв, по чисто техническим причинам. Конечно, раньше, когда это все только начиналось, и главный участник их был моложе, встречи проходили более бурно, нежели в последние годы, проводились разнообразные конкурсы, лотереи, показы «мод», Уве устраивал для поклонников (в основном, конечно, поклонниц, мужское население клуба составляет процентов 5) целые дополнительные концерты. Теперь это все потихоньку спускается на тормозах, впрочем, для многих членов клуба встречи эти давно уже стали не столько возможностью приблизиться к сценическому кумиру, сколько – поводом встретиться в праздничной обстановке со старыми друзьями, любителями мюзиклов с других концов Австрии, Германии, а то и с других концов света ;) Опасаясь обвинений в нарциссизме, Уве с самого начала подчеркивал: это не ФАН-клуб, это клуб Уве Крёгера, давая понять, что его цель – собирать вокруг себя не своих поклонников, а просто людей с общими интересами и знакомить их между собой. Именно это у него в результате и получилось – наблюдая за происходящим, чувствуешь, что для многих участниц его автограф или фотография – не самоцель, а некий обязательный ритуал, сопутствующий общению с друзьями.


Итак, раз в год фанаты числом от ста до четырехсот человек собираются в том городе Австрии или Германии, где Крёгер в данный момент выступает, посещают аутограммштунде – раздачу автографов и фотографирование, спектакль или концерт (обязательные пышные букеты для ведущих артистов и ставшее легендарным «ИУКЦ-настроение» в зале, разительное отличающее эти спектакли от ординарных) и вечеринку с танцами, на которой Уве делает еще небольшое выступление. Праздник всегда бывает костюмированный, под определенным девизом, подразумевающим разную степень вольности в костюме – это может быть и просто определенный цвет или стиль, или же вполне конкретное задание, как в этот раз. Поскольку встреча проводилась в Зальцбурге и целью ее были «Звуки музыки», то темой вечера, естественно, стал трахт – национальный альпийский костюм. Публика в дирндле – женском варианте костюма, с глубоким декольте, шнурованным лифом и ярким фартуком – радует глаз яркими цветами и хорошо подчеркнутыми фигурами на каждом представлении: в Зальцбурге это обычная форма одежды. Однако, на двух «клубных» представлениях, в день встречи и накануне, нарядных дам было особенно много, и спутники многих из них щеголяли знаменитыми ледерхозен – вышитыми кожаными брюками.




В этот раз встреча проходила по меркам ИУКЦ скромно – приехало полторы сотни человек, в том числе представители клуба из России ;) и Японии.

Могу себе представить, что для самого нашего героя каждая встреча – не праздник, а целый день напряженного труда (и даже НЕ представляю себе, насколько изматывают эти часы за письменным столом: выслушать, подписать, встать, улыбнуться в камеру, снова сесть, не без испуга смерив взглядом нескончаемую очередь… А после спектакля был  еще метко запущенный через яму букет, ударивший его прямо в лицо. На свое счастье Вицке выходила последней, знала, что ее ждет, и успела сгруппироваться и прикрыть руками голову :) ). 



Вот такой ракурс я особенно люблю: когда он смотрит в сторону, глазищи безразмерные…


Однако, приобщившись к этому самому «IUKC-Stimmung», особому настрою публики, я поняла, что такая фантастическая отдача дорогого стоит. Прошлая встреча, в которой я тоже принимала участие, шла довольно тяжело, Крёгер взялся тогда за проект, который ему было физически не потянуть, и фанаты были разочарованы. В Зальцбурге же все было, как должно – как в те времена, когда один из артистов, с завистью слушая грохот аплодисментов, спросил Уве: «И сколько ты им платишь?!» Вдобавок, у меня была возможность сравнить поведение клубной публики с реакцией каждодневных местных зрителей, и разница ощущалась огромная. И сам спектакль я смотрела все с большим и с большим удовольствием, рассматривая пропущенные в первый раз детали. Теперь, привыкнув к новым текстам песен, я прочувствовала, насколько аутентично звучит весь спектакль на немецком языке. Все эти Herr Kapitän, erster Offizier, Marschieren, Uniform и прежде всего – jawohl! создают множество смешных моментов, которые в англоязычной и русскоязычной интерпретации просто потеряются.




Праздник продолжался в банкетном зале одного зальцбургского отеля, во всегдашней интимной полутьме – не к радости любителей видео. Крёгеру обилия света и цвета хватает и на сцене, поэтому он по очереди вылавливал официантов и просил погасить очередную лампу, и не успокоился, пока не погасил все. Уве делил внимание между своими собственными гостями и танцующими фанатами, естественно, порадовал непременным «Эдельвайссом», предложил задавать вопросы, несколько растерялся, получив в ответ: «Ты лучше спой!», так как не запасся минусами, и исполнил «The Rose» а капелла, это было прекрасно.




Мне было особо не с кем общаться, я наблюдала за танцующими, чувствуя, что переоценила свои силы, и уже подумывала уходить, чтобы не заснуть прямо тут, когда Уве это заметил и просто вытащил меня на «паркет». На испуганное: «Я не танцую» мне было отвечено суровым: «А должна! Ты же вырядилась в ледерхозен!» С координацией движений у меня вообще плохо, и ничего путного из этого не вышло, но для меня это, конечно, стало хайлайтом вечера. И особенно приятно было лишний раз убедиться, что Уве Крёгер, король немецкоязычного мюзикла – не только на редкость красивый мужчина и талантливый артист, но и человек очень внимательный к окружающим и просто хороший. Понял, что мне скучно, что я приехала сюда только ради него, ну и… навел порядок :)



Меня еще торжественно представили Кристоферу Вольфу – возлюбленному Уве, они вместе уже 16 лет. Кристофер при ближайшем рассмотрении тоже производит самое приятное впечатление, они исключительно симпатичная пара.


На этом, правда, сказка не закончилась: я посетила на прощанье еще следующее шоу, поселившись на это время в Айгене, на окраине Зальцбурга, на знаменитой вилле – уж чтобы получить полное представление. Все мои немецкие и австрийские знакомые не рискнули с виллой связываться в уверенности, что это страшно далеко и дорого. Оказалось вполне достижимо, и цена была средняя – я, конечно, не в апартаментах баронессы поселилась, а в скромной комнате одной из девочек, по имени Кикули. И хотя у меня были сомнения, стоило ли бронировать отель в пригороде, куда ночью не очень-то доберешься, на месте я поняла, что побывать там действительно стоило. Уве говорил, что, глядя с террасы виллы на снежные вершины вокруг, понял, как трудно Георгу было уехать оттуда. Я же впервые почувствовала, что мне нравится Зальцбург – видимо, потому что взглянула на него с обратной стороны, не из центра, где постоянно толпятся туристы. Ну и горы… горы, конечно, тоже. Они там так близко.


Обстановка, в основном, современная, но стол и скамьи в вестибюле помнят Георга фон Траппа.


Свадьба настоящих Георга и Марии.


Последнее шоу оказалось достойным завершением путешествия – если не считать матери-настоятельницы, которую играла другая актриса, очевидно, не знавшая текста, спектакль был идеален, и главный герой понравился мне даже больше, чем на двух первых представлениях и определенно больше, чем прошлой осенью. Несмотря на почти полное отсутствие реакции в зале, он играл еще более эмоционально, пел свободно, легко играя голосом от необычно низкого для него баритона до совсем уже неожиданного контр-тенора в последнем «Ade». А в восхитительном «Эдельвайссе» эмоциональное напряжение даже вызвало у него нервный тик, что, впрочем, в той сцене было только уместно. Ну что ж, в недавнем интервью Уве сказал о мюзиклах: «Это жанр брутальный, но честный»…



Мы мило распрощались у SD незадолго до полуночи, когда поезда и автобусы в Айген уже не ходили, и я направилась на стоянку такси, которое потом еще укатило меня на другой конец Зальцбурга: «Да все эти виллы одинаковые, я их все время путаю!»

«Ну-ну!» – кивнула я, проходя по мелкому, почти как песок, гравию к крылечку и отпирая своим ключом внешнюю дверь виллы. А внутри ждал задумчивый вестибюль с антикварной мебелью и дубовая лестница на второй этаж – темно и совершенно тихо, как будто никто там больше не живет, и оттого обстановка тем более уютно-домашняя. И было ощущение путешествия во времени, ведь меня окружала старательно воссозданная атмосфера тридцатых годов на сцене, идеально подходящие для своих ролей артисты, бережно хранимая аура прошлого в спрятанном за глухими стенами парка доме, и вокруг – сияющие вершины, для которых и времена фон Траппов и наша нынешняя возня умещаются в одно мгновенье…




2 comments:

  1. Хочу туда. Возьми меня с собой в следующий раз.

    ReplyDelete