Волею судеб оказавшись этой осенью в Будапеште, я исполнила
свою давнюю мечту – побывать в мадьярском Вишеграде на излучине Дуная и
посмотреть единственное памятное место князя Дракулы, находящееся за пределами
Румынии – Соломон-торонь, Соломонову башню. Считается, что в этой башне Влад Цепеш провел
двенадцать лет пленником короля Матяша Корвина. Впрочем, в тюрьме князь,
очевидно, не очень скучал, если вышел он оттуда мужем сестры короля.
Час на автобусе из Будапешта, остановки не об’являются,
останавливается автобус по требованию, график соблюдает приблизительно, сидишь
и нервно думаешь, как опознать нужную остановку… На автовокзале дама, сидевшая
рядом на скамейке, что-то приветливо залопотала magyarul, поняв ее искательный взгляд на мое запястье и
уловив что-то про «хань ора», я показала ей часы. Я, конечно, моглааааа бы
сказать, сколько времени по-венгерски, но это потребовало бы прежде всего
получаса математических расчетов… Дама оказалась разговорчивая, а на мое
печальное «сорри» искренне удивилась и спросила почему-то: Nicht ungarisch? Интересно, у меня какой-то «немецкий» вид? В
Германии меня постоянно убежденно спрашивают что-нибудь в смысле: Вы ведь в
Германии живете?..
Я сумела выскочить из автобуса как раз под башней и
некоторое время удовлетворенно бродила вокруг нее в обществе еще двух странных
людей, которым от нее что-то было надо, но башня оказалась без об’яснений
закрыта.
Бросив попутчиков наслаждаться атмосферой, я поднялась выше на гору –
в списке местных достопримечательностей далее значился Феллегвар, средневековая
крепость на верхушке высокой горы с «драматическим» видом на ту самую излучину.
Дорога в Феллегвар выглядела так: от нормального
асфальтированного пути, ведущего в неведомый населенный пункт, отходит выше по склону деревянная лесенка в
несколько ступенек, отмечая начало пути, на случай, если мы не поверим
указателю, направленному в глухой лес без особых намеков на тропу или что-то в
этом роде. После долгих раздумий я
все-таки поверила этой лесенке и стала подниматься в лес.
Крепость ставили с умом – если кто хотел ее взять штурмом,
им не позавидуешь. Путь был страшный – крутой склон, то и дело исчезающие в
камнях и корнях намеки на едва протоптанную тропку, и в особо трудных
местах, когда измученный путник с отчаянием задумывается, не идет ли он вовсе
по случайному руслу высохшего ручья – трогательные синие крестики на деревьях.
Мол, верным путем идете, товарищи.
Когда, заливаясь потом, я добралась до ворот наводненного
туристами Феллегвара, то словно попала в иной мир. Нормальные люди, конечно,
добирались автобусами, но это, разумеется, не для искателей приключений…
Крепость оказалась прелестная, по-европейски маленькая и
уютная, с аутентичной экспозицией: осадные орудия наготове под стенами, колодки
во внутреннем дворе, залы с восковыми фигурами – застывший танец под постоянно
играющую средневековую музыку, экспонаты на темы охоты, быта и оружия.
Тщательно продуманный маршрут, который вовсе не обязывает им следовать, но
любопытному посетителю не позволит пропустить ни одного уголка крепости. И
конечно, шикарные виды на величавую реку с многочисленных уровней крепостных
стен.
"Подходи, не стесняйся!"
В город я спускалась другой тропой, издевательски
каменистой, которая внезапно и очень уместно перешла в Путь Страстей – под’ем,
уставленный изображениями, в данном случае, барельефами, на тему крестного
хода. Более чем уместно. Завершался путь (а в моем случае начинался) простым
черным крестом уступе горы, у подножия которого светлели белые лилии.
Что любопытно, эта дорога тоже была отмечена синими значками
на деревьях, но с этой стороны не крестиками, а черточками, то есть значки
можно было прочитать как «плюсы» со стороны Соломоновой башни, и «минусы» со
стороны города. Что бы это значило, осталось загадкой. Или такой мадьярский
юмор?
Свалившись с горы в самом центре городка, я принялась искать
руины дворца Матяша на Фё утце, то есть Главной улице, которую не сразу удалось
опознать как таковую… Впрочем, эта типично деревенская улочка оказалась
неожиданно длинной, и когда я уже уверилась в том, что как обычно прозевала
этот дворец между какими-нибудь огородами, руины внезапно возникли передо мной
во всем своем великолепии. Венгрия не
устает поражать извечной тягой к величию, пышности, обширным пространствам –
редкое явление для Европы. У Матяша должен был быть роскошнейший двор –
масштабы дворца феноменальны для XV столетия. И ведь это только руины, лабиринты пустых помещений со скупой
аутентичной меблировкой в нескольких полностью сохранившихся залах, гигантская
лестница, ведущая в пустоту обрушенных
стен, и одинокий восстановленный фонтан в прекрасном восточного духа дворике. Одиночество
и ностальгическая грусть по чужому, но оттого только более манящему прошлому…
Я долго бродила пустынными залами, время от времени
натыкаясь на разрозненных представителей одной семьи, которую тоже каким-то
чудом занесло в этот печальный памятник блестящей эпохи, да на уже знакомую по
Соломоновой башне пару – как тесен мир… в Вишеграде.
И осталось от поездки странное грустное и светлое
настроение…
No comments:
Post a Comment